Паркур как боевое искусство
Интервью с Максимом Федоровым
«Просто я умею бегать и часто опаздываю».
Армена сложно поймать, и это не шутка. Наш герой не только быстро бегает и преодолевает препятствия, но еще и очень занятой человек. В свои 27 лет он основатель и один из главных инструкторов Московской Академии паркура.
Армен, насколько паркур нужен в реальной жизни? Я знал парня, который стремился забраться на все стены, которые видел. Одно скажу: это было абсолютно не к месту.
А что такое реальная жизнь? (улыбается). Наверное, этот парень не так давно занимался паркуром и был еще под сильным, возможно, фанатичном впечатлении. Нет, мы не стремимся перелезать через все стены, которые видим.
Важно различать тренировочный процесс (те несколько часов в день, когда мы тренируемся, практикуем и т. д.) и повседневную жизнь. Паркур учит нескольким очень важным вещам. Никогда не делать того, в чем не уверен. Никогда не идти на неоправданный риск. Учит пониманию отсутствия преград и возможности безграничного развития.
Это конечно не все, но такова основа. Благодаря правильным тренировкам, человек становится быстрее, сильнее, увереннее в себе и, как следствие, добрее. Укрепляется психика, человек учится принимать решения в экстремальных ситуациях куда быстрее и не поддается панике.
Паркур учит нескольким очень важным вещам. Никогда не делать того, в чем не уверен. Никогда не идти на неоправданный риск. Учит пониманию отсутствия преград и возможности безграничного развития.
Все это и есть применение паркура в реальной жизни. Конечно, можно и через забор быстро перелезть, и догнать вора, укравшего кошелек. Можно убежать от толпы гопников, где-нибудь, где они все еще остались, но все это скорее побочный результат постоянных тренировок, нежели их цель.
Приходилось ли тебе применять свои навыки в экстренной ситуации? Например, бежать за уходящей электричкой?
Я регулярно бегаю за электричкой, но это вряд ли можно отнести к паркуру (улыбается). Просто я умею бегать и часто опаздываю.
Когда я разговаривал с капоэйристом, он все же склонялся к тому, что капоэйра – это больше танец, чем боевое искусство. А паркур – это больше способ передвижения, гимнастика или, может быть, как раз боевое искусство?
Верно, этот как раз боевое искусство. В паркуре ты все время развиваешься и делаешь это через постоянное преодоления себя. Своей лени, слабости, страха. Я довольно долго практиковал некоторые стили боевых искусств и могу с уверенностью сказать, что идея паркура, по своей сути, идентична идее боевых искусств. Разница только внешняя. У нас нет спарринг-партнеров. Точнее есть – мы сами. И мы должны становиться сильнее и лучше в каждый новый момент времени. В отличие от спорта, в паркуре нет стремления стать лучше других. Только лучше себя самого.
Мы должны становиться сильнее и лучше в каждый новый момент времени. В отличие от спорта, в паркуре нет стремления стать лучше других. Только лучше себя самого.
В кунг-фу где-то 50 % от тренировки занимает качание пресса, а вовсе не боевые движения. А какая у тебя программа? Что ты делаешь каждый день?
То, что делаю я, довольно сильно отличается, от того, что мы преподаем новичкам. Просто потому, что есть разница в опыте, физических, технических и психологических навыках. Примерно 50% наших тренировок для начинающих – это общая физическая подготовка. У тех, кто поопытнее уже специальная физическая подготовка. Я же уделяю «физухе» меньше внимания в течение года и сосредотачиваюсь на ней в зимние месяцы. В остальное время куда больше концентрируюсь на технике.
В детстве я обожал лазить по деревьям и крышам – это тоже паркур?
Вряд ли (улыбается). Паркур – это серьезная дисциплина, со своей очень разнообразной техникой, глубокой идеей и философией. Но, если все это было в твоих детских приключениях, то, наверное, ты был где-то близко к паркуру.
Сейчас практически ни один боевик, включая последнего Бонда, не обходится без паркура. Насколько этот паркур реалистичен?
Иногда он нереалистичен вовсе, но чаще, особенно когда на экране мелькают не огромные прыжки с одной крыши на другую, а преодоление препятствий, все это вполне реалистично. Разумеется, при должной подготовке (улыбается).
Я помню свое первое впечатления от фильма «13 район». Ничего подобного я не видел. А ты помнишь то, что тебя вдохновило заняться паркуром?
Нет, я помню, что с раннего детства делал что-то подобное. Когда мне было 12 лет, мы с друзьями думали, что создали что-то новое и даже придумали название. Уже позже я узнал слово «паркур», поэтому мне проще считать, что начал заниматься именно тогда. Но по факту это не совсем верно, так что на этот вопрос я не знаю ответа.
Разве что вторая «Миссия невыполнима». Когда я ее увидел, в 2000 году, мне очень понравилось начало, где Том Круз лазил и прыгал по скале. Впечатление от этого фрагмента фильма дало какой-то новый толчок мне, тринадцатилетнему, для более серьезных тренировок (улыбается). Ну и «Матрица» – уже через пару дней после просмотра я научился делать три шага по стене.
Есть ли девушки в паркуре? Я имею в виду не поклонницы (они, безусловно, есть), а девушки-трейсеры?
Да, есть. И даже инструкторы. Например, у нас в Академии, есть девушка-инструктор Екатерина Сорокотяга, преподающая в двух женских группах.
Ты много раз был в Таиланде, Камбодже, Лаосе. Чем тебя привлекает Юго-Восточная Азия? Кстати, распространен ли там паркур? Вот уже где, как мне кажется, он пригодился.
Когда мы впервые поехали в Тай, это было очень спонтанное и быстрое решение. Мы ничего тогда о нем не знали, а Бангкок нам представлялся каким-то средоточием нищеты и бандитизма. Но уже через несколько дней все наши стереотипы были разрушены. Живя в Таиланде, мы действительно полюбили эту страну, тайцев за их непосредственность. После возвращения в Москву уже не могли жить без мыслей о Тае и, особенно, Бангкоке. Собственно, эти мечты мы вновь воплотили в жизнь уже через полгода.
Да, там очень здорово тренироваться, и местные жители, в отличие от других стран, ничего не имеют против паркура. Подходят пожимают руки и улыбаются увиденному. То же касается и полиции. Паркур там распространен меньше, но некоторые из его основателей переехали жить в Бангкок и поэтому поездки туда еще и дают возможность общения и тренировок с ними, что немаловажно.
В Камбодже и Лаосе я был очень мало. Поездки туда были связаны в основном с какими-то делами или продлением визы. Хотя и хотелось бы когда-нибудь провести там больше времени, так как эти страны и их народы, культуры действительно очень интересны.
Местные жители в Бангкоке, в отличие от других стран, ничего не имеют против паркура. Подходят пожимают руки и улыбаются увиденному. То же касается и полиции.
Ты везде путешествуешь самостоятельно?
Да, зачастую я даже не бронирую никакого жилья. Так как уверен, что лучшее жилье можно найти только на месте (улыбается).
Скажи, как победить страх. Паркур – опасное занятие, наверняка ты сталкиваешься с ним довольно часто. Я имею в виду страх в общем смысле: страх перед прыжком, страх перед противником, перед путешествием?
Не думаю, что паркур опаснее других видов физической культуры. Это вопрос подготовки. То, что неподготовленному кажется опасным, для тренированного опасным уже не является. Какого-то универсального метода контролировать или «побеждать страх» я не знаю.
Тут важно понимать, что по своей природе человек боится только двух вещей: неожиданного громкого звука и внезапной потери равновесия (опоры). Все остальное – условные рефлексы. Разумеется, первый шаг – постоянные тренировки. Это же связанно и с противником, как мне думается. Ну, а страх перед путешествием… Не сталкивался. Сложно сказать.
Пожалуйста, как опытный трейсер, сделай наставление юным последователям. Ну, чтобы они берегли себя что ли. И не понтовались перед подругами.
Ты уже сделал это за меня, с твоими наставлениями я полностью согласен. Остается только немного добавить: развивайтесь постепенно, пошагово. Не торопитесь, не пытайтесь стать сильнее кого-то и делайте только то, в чем уверены.
Оригинал