Почему паркур?

Содержание

«Я ненавижу то, что действует на меня не расширяюще»

Какими мы рождаемся?

Какими мы становимся?

Чем мы жертвуем ради того, чтобы приобрести то, чем владеем сейчас?

Все эти вопросы очень часто поднимаются в обществе. Все эти бесконечные сравнения человека и животных, попытки найти-таки того, от кого мы берем начало.

Давайте и мы попробуем немного сравнить человека и животное, но не будем искать наших общих предков.

Возьмем, например, волка. Это очень сильное, быстрое, выносливое животное. Волк рождается волчонком. И во взрослой жизни он не может стать никем иным, кроме как волком. Или возьмем тигра. Он не менее сильный, ловкий, быстрый. Но тигренок может стать только тигром.

А теперь возьмем человека. Кем может стать человеческий ребенок? Кажется, что ответ очевиден – человеком. Но давайте вспомним случаи детей-маугли.

Живя в обществе волков или обезьян, они научались «разговаривать» на их языке. Звуки, которые издавали эти дети, практически не отличались от тех, что издавали животные. Дети научались бегать, прыгать и лазать с огромной скоростью и ловкостью. Они перемещались на четырех конечностях и чувствовали себя вполне комфортно. Попытки же ученых научить их ходить на двух ногах, говорить на человеческом языке, пользоваться приборами и т.д. приводили к тому, что такие дети просто через какое-то время умирали, как животное в неволе.

Когда животное развивается до конца, вырастает, превращается во взрослую особь, мы можем сказать, что оно «совершенно». Кто бы это ни был: крот, орел, лягушка или леопард. Оно идеально приспособлено к той среде, где живет. Но в слове «совершенно» заключен еще один смысл. Животное «совершенО», оно «свершилось», «совершилось». И далее развиваться не способно. В этом же ключе мы можем сказать, что человек несовершенен. Всегда. Потому что не совершЕн. У нас есть возможность бесконечного развития, развития, не имеющего пределов. Когда нам 20 лет, мы можем начать изучать новое, когда 40, 50. И даже когда нам 90 или 100, у нас все еще есть эта возможность.

Животные живут рефлексами. Часть из них заложена в них при рождении, часть воспиталась в первые недели/месяцы жизни. Большая часть животного мира живет по принципу S (стимул) – R (реакция). Пошел дождь – животное спряталось в укрытие. Хищник напал на детеныша – мать будет защищать его ценой своей жизни, даже если она в 3 раза меньше того хищника.

Человек тоже рождается с комплексов рефлексов. Всем известны такие рефлексы, как хватательный или плавательный и др. И если мы будем культивировать у ребенка сохранение этих рефлексов, мы сделаем его их рабом. Каждый раз, когда что-то будет попадать ему в ладонь, он будет ее сжимать. Каждый раз в воде он будет именно плыть и именно строго определенным образом. И для того, чтобы стать свободным, надо отказаться от них. Они так привлекательны: не нужно заново учиться плавать. Но, жертвуя ими, мы обретаем возможность получить всякий навык и знание сознательно, контролируемо, подчинить его нашей воле, а не подчиниться ему.

Мы сейчас так много сказали о сравнении человека и животного. К чему все это?

А к тому, что мы переходим к понятию «спорт». Сейчас много споров, по телевидению часто говорят: «Паркур – вид спорта…» и т.д. Почему, почему одни считают его спортом, а вторые так яро этому противятся? Давайте выдвинем утверждение, что «паркур не является спортом». А теперь рассмотрим, что есть спорт. Спорт – это некая двигательная активность, двигательный навык, очень узко специализированный. Если ты чемпион мира по прыжкам в длину, но ты именно чемпион мира по прыжкам в длину. А, залезая на небольшую гору, ты вполне можешь упасть, потому что твое тело понятие не имеет, что делать в этой ситуации. Или же ты скалолаз и берешь своими пальцами такие зацепки, которые простому человеку и глазом-то не видны. Но это совсем не значит, что, перепрыгивая лужу или речку, ты действительно сможешь это сделать и не свалишься в нее. А вот прыгун в длину это бы смог. Все эти слова лишь о том, что спорт, особенно профессиональный, сродни рефлексам, сродни детям-маугли. Конечно, если это совсем любительский спорт или вы занимаетесь самыми разными видами, то это не так уж и плохо. Но если вы профессиональный спортсмен, то приобретать новые навыки вам будет ой как не просто.

А теперь перейдем к тому, что есть паркур. Что мы делаем, чему мы учимся, когда занимаемся паркуром. Коротко можно сказать: бегаем, прыгаем и лазаем. А что делали наши предки тысячи лет назад, а что делает маленький ребенок на детской площадке? Наши предки бегали за бизонами, загоняли их, прыгали на них, чтобы добыть себе мяса. Маленький ребенок бегает по дому, по улицам, по площадке. Он лазает по «паутинкам» и турникам, он прыгает с качелей. Он забирается повыше и снова прыгает. Паркур – это то, что максимально естественно. Это не рефлексы. Мы долго учимся, мы падаем и разбиваем колени в кровь, прежде чем сделаем первый шаг. А уж, чтобы побежать и не упасть нам надо еще больше практики. Когда мы маленькими начинаем прыгать, мы подворачиваем себе ноги, мы не всегда верно рассчитываем высоту. Но все дети всегда так делают. Да и вообще, не везде же есть лестницы! Когда мы лезем наверх, нам часто страшно, как кошкам, спуститься вниз. Но мы сознательно преодолеваем свой страх. Мы лазаем все выше, под все более крутым углом. Все это максимально естественно и многогранно для человека, но при этом в детстве всему этому мы учимся, а не просто приобретаем вместе с генами.

Все дети требуют того, что будет действовать на них расширяюще. Того, что будет им давать все больше и больше нового. Дети ненавидят то, что сужает их, что ограничивает. Они интуитивно все знают и делают верно. Но потом мы теряем это, мы становимся все Уже.

Представьте себе дорогу с перепутьем. И на каждой из дорог стоит какое-то препятствие. Если вы отступите перед препятствием, то эта дорога уже будет закрыта перед вами. Любое отступление перед препятствием сужает ваши возможности. Ведь изначально вы могли пойти сюда, и туда, и даже вооон туда. А сейчас воооон туда уже не получится, потому что отступились. Преодоление препятствий расширяет нас, оно дает нам простор. И конечно же радость, от того, что мы смогли.

Паркур – искусство преодоления препятствий. Делая это на физическом уровне, прыгая через парапеты, люди научаются преодолевать их в голове. И относиться к проблемам не как: «оно очень высокое, я не смогу», а «хм… сколько разных способов его преодолеть. Да, я не перепрыгну его с земли, но можно попробовать иначе». Поэтому стоит иногда брать пример с детей и «ненавидеть то, что действует на вас не расширяюще».