Эффективность

Содержание

Дорогие читатели, всё написанное ниже – личное мнение автора, продиктованное опытом более чем 10-и летней практики паркура и 7-и летней практики преподавания. И всё же, это личное мнение автора и оно не претендует на абсолютную истинность. Данная статья не является обучающим материалом, но имеет цель помочь практикующим паркур, узнать что-то новое и, возможно, избежать ненужных травм.

Дорога всегда толкает на мысли, а стук колёс несущегося поезда и шум ветра из открытых дверей ещё и на письмо.
Я уже давно ничего не писал. Последние дни пытался, но не вышло. Дорога в Лаос помогла и эти строки сами поползли по тетради, которую я так кстати взял с собой.
То, что вы читаете, посвящено эффективности в паркуре. Эффективности в целом, а не в отдельно взятых элементах. Хотя без второго, не получишь первого. И аспектов, выстраивающих грамотную эффективную технику, много. Я постараюсь сосредоточиться на основных:

• Концентрация
• Техника
• Безопасность
• Сила
• Экономность
• Психика
• Анализ
• Своевременность
• Выносливость

В списке не случайно нет нумерации, всё одинаково важно. Все эти аспекты должны находиться в балансе, нельзя уделять одному больше внимания, другому меньше.

Техника.

Тренировки, включающие в себя многократное повторение одних и тех же технических действий (элементов), ведут к их качественному запоминанию и автоматизму, что в свою очередь уменьшает нагрузку на мыслительные процессы, позволяет реагировать моментально и уменьшает риск травматизма. Факт в том, что крайне важно, чтобы в этом многократном повторении, повторялись правильно выполняемые элементы. Что позволит избежать запоминания и доведения до автоматизма ошибок. Так же, во время отработки техник, развивается и специальная физическая подготовка, то есть, проще говоря, тело учиться новым движениям и мышцы развиваются таким образом, чтобы эти новые движения выполнять.
Здесь же нужно сказать о концентрации, хотя к этому мы ещё подробнее вернёмся. В повторении мало толку, если не концентрироваться на каждом повторе и детали техники. То есть, проще говоря, прыгая аккураси, нужно думать только об аккураси и ни о чём другом.

Сила.

Недавно я пришёл к выводу, что после достижения необходимого для базовой практики паркура уровня ОФП, физическую силу необходимо развивать по мере необходимости. Так чтобы баланс в тренировках не был нарушен. Что имеется в виду? А имеется в виду вот, что. Вы уже прыгали кэтлип 20 000 раз. Или больше. Техника выполнения позволяет вам его прыгнуть и в этот раз. Да и психологически вы готовы. Но силы выпрыга не хватает. Чтобы долететь именно в этом месте. В такой ситуации (если вы осознаёте реальность выполнения элемента) необходимо сосредоточиться на упражнениях на увеличение прыжка.
Или не хватает силы рук для удержания. Та же история – нужно поработать над их силой.
Примеров тысячи, но не стоит злоупотреблять. Если вы изначально не позаботились о своей физической подготовке, большие прыжки и связанные с ними огромные нагрузки, сильно повредят здоровью.
Таким образом, выходит, что после достижения необходимой для безопасной базовой практики паркура ОФП, её, эту саму силу, необходимо постоянно поддерживать и развивать по мере необходимости. Грубо говоря, более сложные элементы, большие нагрузки – больше силы.

Мы уже снова в Бангкоке. Новые тренировки подтолкнули к новым мыслям. А точнее, к структурированию старых и дополнению их новыми.

Безопасность.

Эффективность означает не только быстрое передвижение, но эффективное развитие. И здесь никуда без безопасности.
Травмы всегда мешают тренировочному процессу. Более того, после них остаётся «осадок». Может быть страшно выполнять даже технически несложные вещи. И многое приходится проходить заново. Так же, память о прошлых травмах может помешать эффективно двигаться и адекватно реагировать в критических ситуациях., сковывать, сбивать с толку и мешать концентрации внимания. Особенно опасно, когда это происходит перед или уже во время выполнения элемента. Может быть чревато.

Безопасность – залог постоянного прогресса. Я не говорю о том, что не нужно преодолевать страх, бороться с собой и переступать. Я говорю о том, что всё это необходимо делать, трезво оценивая свои возможности, полностью сосредоточившись на своих действиях и контролируя ситуацию в целом.

Экономность.

Речь идёт не о деньгах и собирательстве чеков. И не о воде из под крана, которая, каким-то образом, влияет на детей в Африке.
Речь идёт об экономии движений и сил. И для максимальной эффективности передвижения, экономия должна проявляться во всём. Начиная от одиночных элементов, и заканчивая длинными или очень длинными трассами.

Экономия в элементах может проявляться несколькими типами:

• Подбор техники, максимально экономящий энергоресурсы при сохранении скорости, темпа и т.д. (например, если можно сделать 360 максимально «обтекая» препятствие, зачем выполнять его с высоким или ранним выпрыгом?).

• Дыхание. Правильное дыхание – залог экономии сил и ещё много чего.

• Максимальная расслабленность всё время, кроме мгновений моментальных напряжений.

Но, по большому счёту, эффективно выполнять элементы не сложно. Нужно просто потратить некоторое время на их оттачивание с использованием написанного выше.
Сложнее научиться двигаться экономно во время комбинационных движений и в длинных трассах. И здесь появляются следующие пункты:

• Ритмичность. Важно сохранять ритм и скорость. Так проще не сбивать дыхание и не делать лишних движений.

• Тактика построения трассы. Это означает планирование продолжительности передвижения, хотя бы примерное знания препятствий (а лучше точное), выбор скорости передвижения и объективную оценку собственных навыков и где, собственно, их применять. Построение маршрутов в уме(хотя бы примерно) и выбор наиболее удобного по следующим критериям: безопасность, энергозатраты, скорость. Опять же, всё перечисленное должно оставаться в балансе.

• Психологическая готовность. Тут всё просто. Вы должны быть морально готовы к той трассе, которую решили пройти, особенно если в ней есть опасные участки. Отсутствие этой самой готовности может привести как к падению психологических кондиций в целом, так и травмам в частности. И то и другое плохо сказывается на тренировочном процессе и отбирает слишком много времени на восстановление.

• Отсутствие мельтешения. Мельтешение, лишние шаги на подбегах, лишние перестановки рук на препятствиях или ползание ногами на стенах во время выходов отбирают очень много сил, сбивают с ритма и уменьшают скорость передвижения.
• Инерционность. Она особенно актуальна во время комбинаций, когда один элемент является инерционным продолжением предыдущего и началом следующего. Что сильно экономит энергозатраты. Кроме этого, инерционность может сильно упрощать и бег (когда ноги догоняют постоянно «падающее» тело) и выходы на стенах (ноги, подобно маятникам, бросают тело в верх), и многое другое.
Стоит задуматься. Ведь каждая часть нашего тела обладает собственной массой. И при правильном приложении усилий, минимальные энергозатраты могут привести к весьма эффективным результатам. И во многом благодаря инерционному передвижению.

• Импровизация. Умение импровизировать во время комбинационных передвижений или прохождения трассы, позволяет не тратить время на продумывание следующего шага и выполнять наиболее эффективные действия в конкретной ситуации. Даже если у вас уже продуманна трасса, вы её проходите и оказывается, что на каком-то участке этой самой трассы вы, например, слишком сильно вытолкнулись или, наоборот, слишком слабо, не беда. Умение импровизировать поможет, не мешкая преодолеть следующее препятствия, и сохранит силы. Умение импровизировать тесно связанно с количеством повторений технических элементов и комбинаций. Умением отключать сознание и действовать, отталкиваясь от ситуации.

Своевременность.

Что такое паркур? Конечно, для абсолютного большинства ответ на этот вопрос найти не сложно. Но многие опытные трейсеры с трудом отвечают на него. Разумеется, если пытаются ответить честно, а не по шаблону, не ради отговорки. Но чем паркур является точно, так это своевременным приложением необходимых усилий. Что это означает? А означает это то, что каждый элемент, каждое техническое действие имеет место быть в определённой ситуации и именно в этой ситуации оно особенно эффективно, а при каких-то других обстоятельствах, возможно, не имеет смысла. Так же это касается и энергозатрат. Своевременное напряжение и расслабление ведёт к наиболее эффективной, с точки зрения экономии сил, технике передвижения. Багаж, состоящий из многих отработанных элементов и комбинационных движений, позволяет использовать максимально эффективные из них в необходимой ситуации во время передвижения, что и ведёт к своевременности того или иного действия. Без необходимого багажа умений, о своевременности не может быть и речи.

Концентрация.

Мы уже вскользь касались этого аспекта несколько раз. Но, как я и обещал, мы постараемся побольше раскрыть этот вопрос. Концентрация на передвижении, это не просто умение сосредоточиться перед выполнением одного элемента. Или даже небольшой связки элементов. Концентрация на передвижении означает абстрагирование от посторонних мыслей, полный контроль тела и окружающего пространства. Своего рода активная медитация. Такое состояние сознания позволяет максимально эффективно двигаться, контролировать ситуацию и собственное тело, избегать ошибок, а в случае их допущения, контролировать. Сразу возникает вопрос, что такое контролируемые ошибки? В Московской Академии Паркура, мы называем контролируемыми ошибками или контролируемыми падениями те ситуации, когда ошибка уже допущена, но в связи с абсолютной концентрацией на передвижении и богатым двигательным багажом, трейсер не впадает в панику, а выполняет наиболее рациональные действия для уменьшения риска травмирования и продолжения движения. Например, при падении вперёд – уход в ролл, при падении из кэт-липа, разворот в воздухе и приземление на ноги или четыре конечности и т.д.
Отсутствие концентрации на передвижении может вести к расхлябанности в движениях, несерьёзном отношении к выполняемому элементу, недостаточной силе выпрыгов и прочим ошибкам, что неизбежно ведёт к получению травм. Концентрироваться важно. Важно уметь и не забывать.

Выносливость.

Выносливость – именно ею чаще всего пренебрегает большинство трейсеров, не придавая ей особого значения и забывая о её важности. В то же время, выполнение отдельных элементов или двадцатисекундных комбинаций, паркуром в полной мере быть не может. Путь становления сильнее и искусство передвижения, коими по большому счёту и является паркур, не должен ограничиваться моментальным уставанием. И тут мы напрямую сталкиваемся с выносливостью и обнаруживаем всю её важность. Выносливость настолько же важный аспект, как и сила, техника и прочие. И пренебрежение ею ведёт к ограниченности и физической недоразвитости атлета. При этом исправить ситуацию не сложно, начав хотя бы с бега и выполнения длинных трасс. При условии правильного дыхания, систематизированного подхода, прогресс будет быстрым и безопасным. Не стоит бегать большие дистанции каждый день. Тем более не стоит постоянно наращивать темп и увеличивать расстояние. Как и во всём остальном, нужно придерживаться принципов пошагового развития и давать телу время на восстановление.

Психика.

В этом разделе речь пойдёт о психологических кондициях. Что имеется в виду? Психологические кондиции в срезе паркура означают в первую очередь умение трэйсера контролировать эмоции и адекватно воспринимать реальность во время практики паркура. То есть не поддаваться панике, контролировать страх, азарт и прочие эмоции, могущие привести к травмированию.
Психологические кондиции, как и физические, вполне поддаются тренировке. И в первую очередь зависят от этих самых, физических кондиций. Речь идёт не столько о банальном «накачивании» мышц, сколько о специальной физической подготовке. Как говорится, «сильное тело – сильный дух». И это не просто фраза. Сильное тело и хорошо отработанные навыки техники передвижения сильно уменьшают влияние эмоций. Так, умея выполнять элемент в каком-то безопасном месте, отработав его там большое количество раз, намного проще выполнить его в потенциально опасном месте, просто благодаря осознанию собственного опыта и пониманию возможных последствий и мер для продолжения контроля ситуации в случае допущения ошибки.
Но развитие физических возможностей не единственный путь развития психических кондиций. Очень эффективными являются специальные тренировки, на которых трейсер учится контролировать и преодолевать страх, концентрироваться и чувствовать тело. Так, на тренировках старшей группы в Московской Академии Паркура, студенты часто выполняют отдельные элементы или небольшие трассы с закрытыми глазами или в случае физической готовности и под контролем инструктора, выполняют элементы, изначально вызывающие страх.
Но и здесь, как и во всём остальном, безопасное пошаговое развитие стоит на первом месте. Потому что преодоление страха, как у опытных атлетов, так и у начинающих, может вызвать ощущение чрезмерной самоуверенности, что крайне опасно и может очень быстро привести к травмам. Кстати о травмах, они неизменно ведут к падению психологических кондиций, что замедляет развитие атлета, в то же время, ошибки не всегда ухудшают прогресс (если говорить не о сиюмитном прогрессе). Иногда негативный опыт настолько же полезен, насколько и позитивный. Именно благодаря ошибкам, их контролю и анализу, можно получить больше знаний о собственных физических возможностях, контроле эмоций в критических ситуациях и технике передвижения в тех или иных условиях.

Анализ.

Умение анализировать, задавать вопросы – один из важнейших катализаторов развития. Простое «прыгание» или тысячи бездумных повторов намного менее эффективны, ста обдуманных, хорошо проанализированных. Очень важно каждый раз задавать себе вопросы. «Как мне сделать это эффективнее?», «Как мне пробежать быстрее?», «Как меньше уставать?», «Какая траектория здесь оптимальнее», «почему страшно?», «как преодолеть это препятствие?», «почему так, а не вот так?» и т.д. Самостоятельно отвечая на эти и многие другие вопросы, вы обнаружите скачок в прогрессе и развитии техники. Своей техники, так называемого стиля, не копирующего, а идеально подходящего именно вам.
Анализ – простой и очень эффективный путь развития. Разбивание трассы на элементы, а элементов на детали, анализ всего этого и соединение обратно после заданных вопросов и полученных ответов – один из тех аспектов паркура, который действительно делает эффективными как отдельные тренировки, так и практику паркура в целом.

Суть.

А говорить мы здесь будем о сути статьи, которая сводится к нескольким простым мыслям. Паркур – многогранное искусство, в котором нельзя развиваться односторонне. Это может и обязательно приведёт к рамкам и ограничениям. Практикуя паркур, очень важно задавать вопросы самому себе, анализировать ситуацию, развиваться физически и духовно, становится сильнее и учиться контролировать эмоции. Стараться не совершать глупости и всегда максимально объективно оценивать свои возможности. Познавать себя, движение и мир, не пытаться стать сильнее кого-то ещё. Этот кто-то всё равно останется кем-то другим. Важнее каждый день и на каждой тренировке становиться сильнее самого себя.

Автор — Армен «Флай» Гюлоян