5 ключей мастерства.

Содержание

Предисловие.

Эта статья написана в первую очередь для тех трэйсеров, которые не хотят останавливаться на достигнутом, и стремятся к постоянному развитию. В использовании слово «мы» в статье, подразумевается команда МПА. Мы понимаем, что эта статья не может охватить все тонкости и нюансы, так как ограничена нашим писательским талантом, терпеливостью и форматом. Так же мы понимаем, что в данной статье могут присутствовать спорные моменты. Но не в силу ошибочности нашего мнения, а в силу многих, равнозначных нашему, взглядов на данный вопрос. Мы выражаем благодарность Ю. Сенчукову и А. Зелендинову за их книги «Да дзе шу. Искусство пресечения боя» и «Единый язык фехтования», которыми мы воспользовались в процессе написания данной статьи. 

Приятного и познавательного чтения!

5 ключей мастерства.

В этой статье мы попытаемся рассмотреть критерии мастерства, его составляющие, и провести анализ тех аспектов, из которых оно строится. Мы попробуем понять, что это такое и из каких деталей его можно собрать.
Прежде всего, на наш взгляд, следует разбить слово «Мастерство» на 5 составляющих. 5 групп, объединяющих те или иные навыки.

1. Кондиции (физические, психологические, умственные).

2. Движения (двигательные навыки).

3. Техника (технические аспекты движения)

4. Тактика (тактические навыки, использование тех или иных наработок).

5. Стратегия (постановка задач).

Кондиции определяют то, на что потенциально способен тот или иной трэйсер.
Движения (двигательные навыки) — это умения совершать те или иные движения и элементы в отрыве от контекста. Без объединения в связки или комбинации.
Техника — умение качественно применять те или иные движения, объединять их в связки и комбинации. Решать конкретные задачи. Качественно применять движения вне зависимости от ситуации.
Тактика — работа с информацией. Умение анализировать ситуацию, объекты передвижения, верно оценивать специфику препятствий, к месту и своевременно применять необходимы навыки. Умение планировать свои действия.
Стратегия — постановка задач и выстраивание приоритетов с учётом внешних факторов.

Теперь рассмотрим составляющие мастерства более подробно.

Кондиции.

Первое от чего зависит мастерство трэйсера — его кондиции. Так человек, который не может подтянуться даже пару раз, по определению не может быть хорошим трэйсером. Ведь даже преодоление двухметровой стены для него может оказаться затруднительным. А человек, не умеющий присесть хотя бы 50 раз, не сможет с достаточной силой оттолкнуться, для совершения какого-либо элемента. При этом такой человек, вполне возможно, будет неплохим теоретиком, Он, возможно, даже сможет чему-то учить. Но, с низкими кондициями, такой человек хорошим трэйсером стать не может. От того, на какие действия человек потенциально способен, зависит то, какие движения он сможет научиться совершать, от чего в свою очередь будет зависеть его технический арсенал, тактика и стратегия. Что касается психологических кондиций, то, обычно, одному трэйсеру проще выполнять один тип движений, другому другой и здесь всё, как и в физических кондициях зависит от степени подготовки. В данном случае — психологической. Для улучшения психологических кондиций необходим специальный психотренинг, позволяющий контролировать страх — одну из наиболее часто проявляющихся эмоций во время практики паркура. От умственных кондиций зависит способность человека к анализу. Так, трэйсер, постоянно анализирующий собственные действия, учится быстрее трэйсера, машинально повторяющего движения. При этом, все кондиции взаимосвязаны друг с другом. Так, трэйсер, развивающий свои физические кондиции, легче преодолевает психологические барьеры, а трэйсер, привыкший анализировать собственные движения, лучше ухватывает суть и принципы выполнения элементов. Кондиции — это тот необходимый фундамент, на котором строятся все навыки в паркуре. Хорошие физические, психологические и умственные кондиции — первый Ключ к мастерству в искусстве передвижения.

Движения.

Движения — изменение любой части тела трэйсера в пространстве.
Двигательные навыки — то, как человек перемещает своё тело в пространстве.
Двигательные навыки трэйсера ограничены его кондициями. Выйти за их пределы он не сможет. Вернее, сможет. Но только в том случае, если раздвинет пределы своих кондиций в той мере, в которой это возможно. Так, бессмысленно пытаться сделать качественный «выход на две» из кэт-липа, не умея подтягиваться на турнике. Для начала необходимо хотя бы увеличит силу рук.
Так же, вряд ли трэйсер сможет без перерыва, в быстром темпе выполнять комбинацию элементов, скажем, в течении 30 секунд, не умея пробежать километр в лёгком темпе. Не хватит выносливости. Значит, для начала, нужно повысить выносливость. Однако, невозможно улучшать физические кондиции до бесконечности. Они ограничены физиологически и анатомически. Но те возможности, которые есть, нужно использовать максимально эффективно. Для этого нужно учиться двигаться. Не стоит забывать, что 92% клеток головного мозга работают над нашими движениями. Так что, улучшая двигательные навыки и увеличивая их количество, мы напрямую развиваем мозг. Но не стоит путаться, образованней от этого, вы автоматически не станете. Но, по крайней мере, ума должно прибавится.
Можно сказать, что двигательные навыки — это умение максимально эффективно и к месту применять свои физические кондиции. И от того, насколько полно трэйсер их применяет, зависит качество его движений.
Так же, стоит иметь в виду, что тренируя те или иные движения, трэйсер будет изменять свои физические кондиции. И наоборот, делая упражнения для улучшения кондиций, он, тем самым, будет изменять двигательные навыки. Каждое упражнение неизбежно влияет на все навыки и кондиции человека, поэтому тренировки должны быть устроены таким образом, чтоб улучшая одно, не ухудшать другое. Навыки не должны противоречить друг другу, иначе возникнет конфликт и человек не сможет толком научиться ни одному, ни второму. Для того, чтобы избегать подобные ситуации, следует вырабатывать новые навыки с учётом уже имеющихся. Кроме того, очень желательно, выполняя то или иное упражнение, понимать для чего оно предназначено. Представлять, как это упражнение развивает те или иные навыки. Так, люди, серьёзно занимающиеся бодибилдингом, прекрасно знают, что, если качая мышцы, представлять, как они наливаются силой, увеличиваются в размерах, то результат тренировок оказывается значительно большим, чем в том случае, когда человек просто механически повторяет движения. Так же, ученые, работающие с телеканалом National Geographic, пришли к подтверждающим эту теорию фактам: в ходе исследования были проведены эксперименты с двумя группами людей. Оказалось, что мысли о тренировочном процессе, визуализация движений улучшают результативность тренировок на 28%, в то время как обычные механические заучивания лишь на 22%. Разнообразные и качественные двигательные навыки — второй Ключ к мастерству.

Техника.

Техника — это движение, элемент или комбинация элементов, выполняемых в определённой последовательности или одновременно, направленная на решение конкретных задач.
Качество конкретной техники, выполняемой конкретным трэйсером, определяется:

1. отработанностью движений, из которых состоит эта техника.
2. Умением трэйсера соединять эти движения между собой.

Без этого техника передвижения рассыпается на отдельные, не связанные друг с другом, не редко мешающие друг другу, элементы. И даже если каждое из движений будет выполнено, по отдельности, безупречно, они всё равно останутся отдельными элементами. Можно провести аналогию с разобранным велосипедом. Даже при условии, что каждая отдельная деталь будет идеальна, он всё равно останется разобранным. Продолжая аналогию, скажем, что техника — это когда велосипед собран и готов к езде. Так, трэйсер, умея идеально выполнять элементы стационарно, но, не умея выполнять их в связках, в движении, делать на бегу — вряд ли может считаться хорошим трэйсером. Так как стационарное выполнение тех или иных элементов и движений искусством ПЕРЕДВИЖЕНИЯ можно назвать с большой натяжкой.
Технические навыки — умение применять технику с учётом поставленной задачей и окружающей обстановкой. Поясняем. К примеру, трэйсер умеет качественно и быстро передвигаться по привычному месту. Попадая в новое место или сталкиваясь с экстремальной ситуацией, трэйсер так же должен уметь качественно применять свои навыки. Так бездумно заученный набор элементов или каких-то абстрактных движений, без понимания того, как его применять, с учётом изменяемости ситуации — малоэффективен. Техника состоит из движений и, если, она будет строиться на плохо отработанных движениях, то такая техника останется малоэффективна.

Вообще, технические навыки конкретного трэйсера состоят из двух частей:

1. Набор готовых техник — комбинаций из отдельных движений, посредством которых можно решать типичные, часто возникающие в ходе передвижения задачи.
2. Умение свободно комбинировать отдельные, имеющиеся в арсенале, движения и элементы в комплексе для решения нестандартных ситуаций.

Конечно, использование готовой комбинации предпочтительнее, ведь она хорошо заучена, множество раз повторена и отшлифована. В ходе передвижения, трэйсер может столкнуться с огромным, практически бесконечным, разнообразием возможных ситуаций. Именно поэтому рассчитывать исключительно на «домашние заготовки» нельзя. Хороший трэйсер должен быть хорошим импровизатором.
Высокий уровень техничности — третий Ключ к мастерству.

Тактика.

Тактика — это сознательное использование трэйсером имеющихся у него технических навыков. Тактика начинается там, где начинается работа с информацией: анализ, прогноз, планирование. Пока всё ограничивается непосредственной реакцией на ситуацию или необдуманной импровизацией — о тактике речи быть не может.
Тактика — это знание, где использовать один элемент, где другой, к чему приведёт третий, как использовать четвёртый и какую технику использовать далее. А так же, почему эту, а не другую. При этом, несмотря на то, что количество и качество элементов, к конкретном случае с конкретным трэйсером, остаётся неизменным, эффективность передвижения может зависеть уже не столько от качественности выполнения движений и размеров арсенала, сколько от умения применить их максимально эффективно. То есть вовремя и к месту.
Конечно, от качества и количества техник зависит очень многое, но, зачастую, трэйсер, обладающий хорошей тактикой, способен двигаться эффективнее при худшей технической подготовке.
Вообще, можно сказать, что тактические навыки — это умение трэйсера максимально эффективно , к месту и вовремя, использовать имеющиеся у него технические навыки. То есть, это умение вовремя определять, когда следует использовать одно, а когда — другое.
Наконец, это умение заранее просчитать возможные последствия и быть к ним готовым. Например, при выполнении дальнего акураси, трэйсер понимает, что, по тем или иным причинам, может не долететь. Прогнозируя эту ситуацию, он, в зависимости от собственных кондиций, двигательных и технических навыков, может прийти к решению, в случае неудачи, прийти на одну ногу, уйти в падении в кэт-лип, либо подстраховаться руками и, отскочив, приземлиться в лэндинг.
Так, если техника — это потенциально рабочие комбинации, а технический навык — это умение применять эти комбинации на практике; то тактика — это знание, когда какую технику имеет смысл применить.
А тактический навык — это умение выстраивать тактические комбинации оперативно. То есть, непосредственно в процессе передвижения.
Но не стоит обманываться. Каким бы хорошим тактиком вы ни были, при отсутствии технических навыков, хорошим трэйсером стать не получится.
Тактика — четвёртый Ключ к мастерству.

Стратегия.

Стратегия — это умение, с учётом привходящих факторов, правильно поставить задачу на данный этап. Затем эту задачу нужно будет решать с помощью, имеющихся у трэйсера, тактических, технических и двигательных навыков.
То есть стратегия — это умение использовать в передвижении весь комплекс навыков. И, одновременно, это связующее звено между пространством передвижения и окружающими факторами и обстоятельствами.

Ставя перед собой задачу, трэйсер должен:

1. Учесть внешние обстоятельства, не имеющие прямого влияния на процесс перемещения.
2. Учесть условия (сезонные, погодные, степень сцепления с поверхностью, особенности препятствий), в которых происходит передвижение.
3. Реально оценить собственные возможности и готовность.

С учётом этих трёх пунктов, трэйсер:

— ставит перед собой задачу,
— тем самым отсекая для себя часть собственных возможностей.
— выстраивает иерархию оставшихся. Например: сделать дальний, зрелищный, но рискованный кэт-лип или использовать два коротких и безопасных, в данной ситуации, ваулта.
— намечает примерный план действий.

Стратегия — пятый Ключ к мастерству.

Каждый ключ, перечисленный нами в этой статье важен сам по себе. Но по отдельности, без включения и гармоничного развития всех аспектов так же эффективен как разобранный велосипед. Этот ключ всего лишь останется отдельным, оторванным от целого, кусочком мозаики. И только объединив эти кусочки в единую картину, можно добиться мастерства. И так, у нас в руках 5 ключей. Очень важно, использовать их поочерёдно, открывать дверь за дверью, не пытаясь кого-то обогнать и перепрыгнуть через то, что сейчас может показаться чем-то бесполезным. Старайтесь вбирать в себя максимум из каждого аспекта, объединять их и развиваться равномерно. Тогда постижение мастерства станет намного ближе.

Успешных тренировок!