Викарное научение

Содержание

Интересно, что даже простое просматривание паркур-видео положительно сказывается мастерстве трейсера.

Мы обучаемся чему-то новому, когда пробуем сделать это сами. Но ведь можно учиться и на чужих ошибках и успехах. Психологи называют такое научение – ВИКАРНЫМ.

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

Когда мы смотрим, как прыгает другой трейсер, смотрим паркур-видео, наше тело и мозг через глаза впитывают информацию и позже помогают быстрее обучаться новым элементам и совершенствовать, оттачивать старые.

Особенная польза заключается в обучении на чужих ошибках. Дело в том, что когда мы тренируемся сами, то лучше запоминаем только позитивные вещи: хорошее, чистое, гладкое выполнение элемента. Неудачи или просто плохое выполнение элемента мы подсознательно пытаемся забыть, скрыть и тем, самым не подкрепляем, не сохраняем этот очень ценный опыт.

При викарном научении, со стороны «наблюдателя» — мы легче запоминаем неудачи, ошибки, сделанные кем-то другим, можем их проанализировать, сделать выводы и улучшить тем самым свою технику.

Вероятность научения возрастает, если:

— демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.

— тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным, и если он одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.